В пятницу в Москве состоялась встреча главы Роскосмоса Владимира Поповкина с руководителем Европейского космического агентства (ESA) Жан-Жаком Дордэном. Главной темой для обсуждения стал вопрос участия России в проекте ESA по исследованию Марса ExoMars. Как сообщала «Газета.Ru», ранее партнером ESA в этом проекте было NASA, но из-за пересмотра финансовой программы американская сторона приняла решение отказаться от участия в ExoMars.
Данная миссия предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году — начало работы марсохода.
«Заслушав выводы совместной рабочей группы по формированию и реализации научных, программных и технологических задач исследования Марса, стороны сочли данный проект реализуемым и представляющим совместный научный интерес.
Принято решение начать процедуру внутреннего согласования каждой из сторон порядка реализации проекта «ЭкзоМарс» (ExoMars) и подготовки официального соглашения, которое будет подписано до конца 2012 года.
По итогам работы рабочей группы было подписано заявление о намерениях относительно совместной реализации миссий исследования Марса с помощью робототехнических средств», — говорится в сообщении Роскосмоса.
Неделю назад глава Роскосмоса называл три условия присоединения России к проекту ExoMars. Первое заключалось в том, что ракета-носитель будет учитываться как российский взнос в проект. Второе — российская сторона поставит научную аппаратуру взамен американской, которой уже точно не будет. Наконец, все научные результаты должны быть интеллектуальной собственностью и Европейского космического агентства, и Российской академии наук.
То, что стороны достигли договоренности, означает согласие ESA с этими тремя условиями.
«Это большая удача, что NASA ушло из этого проекта и мы можем в нем участвовать, — прокомментировал «Газете.Ru» заместитель директора Института космических исследований РАН Олег Кораблев. — После того как с «Фобос-грунтом» нас постигла неудача, стало понятно, что все внимание России будет уделено Луне, и такие проекты, как исследования Марса и Венеры, неизбежно были бы отложены. Так что принять участие в проекте ExoMars и получать данные с марсохода — это большая радость и большой опыт».
Накануне же глава Роскосмоса подписал соглашение о сотрудничестве с фондом «Сколково» «в целях развития космических технологий и телекоммуникаций». Предполагается, что в рамках этого соглашения Роскосмос создаст на территории «Сколково» Центр космических технологий, где разместятся центры НИОКР отраслевых предприятий. Впрочем, самое интересное состоялось после подписания данного соглашения, когда на закрытом заседании с участием представителей ведущих космических предприятий, бизнеса и ведущих вузов страны был представлен проект «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу», о котором «Газета.Ru» сообщала в середине марта.
«Газете.Ru» стали известны некоторые подробности доклада, представленного в Сколково.
Так, пункт «фундаментальные космические исследования» входит в список приоритетных направлений реализации стратегии с формулировкой: «Выход российской науки на ведущие позиции в ключевых направлениях науки о космосе». Согласно этому пункту, до 2015 года Россия планирует развертывание астрофизических обсерваторий, создание на базе унифицированной платформы малоразмерных космических аппаратов для исследования космических лучей и солнечно-земных связей, возобновление исследования Луны и участие в международных космических проектах. До 2020 года «Стратегия» предполагает активное участие в международной кооперации по исследованию Солнца, Луны, планет и малых тел Солнечной системы, создание отечественных космических астрофизических обсерваторий со сверхвысокими чувствительностью и разрешающей способностью, проведение исследований Луны с помощью автоматических космических аппаратов. На временном отрезке «до 2030 года» указано следующее: развертывание космических систем для исследования Солнца, углубленное изучение Луны в интересах ее освоения, исследования Марса, доставка образцов вещества с других небесных тел, осуществление полетов в систему Юпитера и на Венеру.
Наконец, после 2030 года — изучение эволюции Земли и Солнца, климата Земли, определение путей предотвращения возможных космических угроз Земле и ее биосфере, поиск и освоение ресурсов Луны и астероидов, размещение на поверхности Луны космических обсерваторий.
Еще одно приоритетное направление реализации стратегии представляют собой пилотируемые полеты. До 2020 года планируется продолжение эксплуатации российского сегмента МКС, ввод в строй его новых модулей и начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения. До 2030 года планируются освоение всего спектра околоземных орбит, пилотируемые полеты на Луну и создание лунной инфраструктуры.
После 2030 года в планах Роскосмоса значатся эксплуатация лунной базы и полет на Марс.
В открытом режиме «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» может быть представлена уже на следующей неделе.